Игра играет очень важную роль в формировании личности ребенка и правильном развитии. Помимо игровой функции, игра также может использоваться как вид терапии, например, для гиперактивных детей, детей-аутистов, агрессивных или слишком застенчивых детей.
Педиатр укажет вам направление, но родители также могут самостоятельно поддержать развитие своего ребенка. Форма терапии через игру определяется педиатром. Однако одних сеансов/занятий в его кабинете может оказаться недостаточно. Поэтому вместо того, чтобы пассивно ждать следующего занятия у врача, лучше действовать самому. Вопреки видимости, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, важно понимать, что дети быстрее и эффективнее всего учатся через игру. Поэтому единственное, что нужно сделать, это начать их правильно стимулировать и вовлекать в игровые процессы. Особенно если ребенок слишком активный. Для подвижных детей лучше выбирать подвижные игры.
Как побудить ребенка к игре, которая также будет выполнять функции терапии?
Позаботьтесь о том, чтобы новое игровое пространство вашего ребенка было привлекательно для него: красочное, привлекающее внимание своей формой, фактурой. Летом, например, подойдет игровая площадка возле дома, а осенью и зимой, когда находиться во дворе уже не так удобно — скалодром, например. В комнате он будет не только еще одним предметом для упражнений, но и инструментом, стимулирующим его воображение. Достаточно показать (дать ему понять), что эту конструкцию можно использовать и как «подмостки» для индейского вигвама или, например, как часть детского мини-игрового домика, который можно очень быстро построить в своей комнате, используя покрывало, стол, несколько стульев и другие бытовые приспособления для создания его мира.
Еще больше игровых функций в детских спортивно-игровых комплексах. Практически все они оснащены скалодромами, матами, качелями, лестницами и другими интересными аксессуарами.
Какие функции, с точки зрения стимулирования развития ребенка, выполняет игра?
У игры много важных функций. Помимо игровой, к наиболее часто упоминаемым в научном сообществе педагогов и психологов относятся:
- Воспитательная функция — через игру ребенок усваивает новые социальные правила и нормы, действующие в окружающей его социокультурной реальности.
- Обучающая функция — через игру ребенок узнает больше о различной технике и предметах, он начинает больше открываться своему ближайшему окружению.
- Коррекционно-терапевтическая функция — через игру ребенок получает возможность свободно отработать все сложные для него ситуации. А также различные противоречия и напряжения, которые воздействуют на него изнутри.
- Проекционно-диагностическая функция — внимательное наблюдение за ребенком во время игры позволяет вовремя заметить любые задержки в его развитии или, например, различные недостатки, которые ранее не дали о себе знать.
Спортивная лестница — упражнения тоже могут быть отличным развлечением
У многих детей есть проблемы с координацией движений, поэтому спортивная лестница может помочь в решении этих проблем. Достаточно провести с ребенком чуть больше времени и показать ему, что физические упражнения — это тоже форма игры, только более систематизированная. Занятия на лестнице могут быть такими же приятными, как, например, время, проведенное на детской площадке. Ведь карабкаться по ступенькам можно в такт любимой детской песенке. Такое упражнение также может сопровождаться ободряющим голосом родителя и различными похвалами, например, в виде аплодисментов. Важно, чтобы ребенок начал ассоциировать время, проведенное на лестнице, в позитивном ключе. Как только это будет достигнуто, будет гораздо легче убедить ребенка выполнять дальнейшие более сложные упражнения. Это касается тех упражнений, которые рекомендует педиатр, физиотерапевт или детский психолог.