Даже для бывалых школьников, возвращение за парту после длительных летних каникул, всегда сопряжено с различными эмоциями. И зачастую, они смешаны. Что уж говорить о будущих первоклассниках. Волнуются и они сами, и их родители. Чтобы всё прошло гладко, ребёнка к школе необходимо подготовить. И подойти к данному аспекту с разных сторон. Это и базовые знания, и навыки, и психологический настрой. Даже если школа находится буквально во дворе, необходимо продумать безопасность детей по дороге туда и обратно на улицах города. Хоть современные требования и предусматривают, что первоклассника должны приводить на учёбу и забирать взрослые, но иногда, он будет проходить весь маршрут самостоятельно.
Как подготовить будущего первоклассника к школе
Согласно российскому законодательству, каждый ребёнок в возрасте от 6,5 до 8 лет, может пойти в школу, если у него нет проблем со здоровьем, требующих отложить обучение. Но не стоит спешить записывать шестилетку в первый класс. В первую очередь, ребёнок сам должен быть к этому готов и у него должен быть сформировавшийся познавательный интерес.
Психологи рекомендуют начать подготовку к школе за год до того, как малыш станет первоклассником. Детям, которые посещают детский сад несколько проще – они умеют взаимодействовать с коллективом. Но коллектив меняется, вместо привычных воспитателей появляются учителя, меняется режим дня и добавляется ответственности. Всё это не всегда проходит просто.
Ребёнку нужно прививать любовь к знаниям и делать это с самого маленького возраста. Но вот настраивать на школу стоит целенаправленно. При этом, нельзя впадать в две крайности:
- Школу нельзя идеализировать, рассказывая малышу, как там всё чудесно. Он может ожидать от неё яркого мира эмоций, а положа руку на сердце, учёба – это достаточно серьёзный труд.
- Нельзя пугать школой. Иногда родители, бабушки и другие родственники дошкольника, особенно когда он шалит, начинают ему рассказывать, что вот пойдёт он в школу, детство его закончится, никто там с ним сюсюкаться не будет и прочее. Так запросто можно отбить желание идти в это страшное место, ещё до первого знакомства.
Оптимально – определиться со школой сильно заранее. А за год, если в выбранном вами общеобразовательном учреждении есть такая возможность, записать ребёнка на подготовительные курсы туда же. Так у него будет возможность познакомится и со своим первым учителем, и с другими педагогами, если они меняются (к примеру – рисования, музыки, английского). К тому же, из деток с подготовительной группы, стараются сформировать один класс. Это значит, что первого сентября ваш первоклассник придёт не только к знакомому первому учителю, но и в уже сформировавшийся коллектив, в котором ему все знакомы.
Обязательно привлекайте ребёнка к подготовке к школе. Это касается и покупки школьной формы, и рюкзака, и канцтоваров, включая обложки для книг. Даже светоотражающие элементы на одежду, которые обеспечивают безопасность детей в тёмное время суток на улицах города, выбирайте сообща. И уже не детсадовские, а более солидные. Только вместе с ним принимайтесь за обустройство его нового рабочего места, где он будет не играть, а учить уроки. Видя, насколько взрослые ко всему относятся серьёзно, ребёнок и сам будет ответственнее воспринимать свой новый статус.
Какие навыки потребуются будущему первокласснику
Быть подготовленным психологически к школе и хотеть туда пойти, а хотят в школу 99% детишек, даже будущие твёрдые двоечники, ведь это этап взросления – отлично. Но перед первым классом, малыш должен овладеть определёнными навыками. Быть уверенным, что в школе всему научат – неправильная стратегия. Конечно же, учитель для того и есть, чтобы учить. Но если другие детки в классе будут подготовлены, и только ваш малыш не знает элементарных букв – ему же будет некомфортно. Базовую подготовку можно обеспечить даже за месяц.
Итак, какими навыками должен обладать будущий первоклассник:
- Кругозор. Ребёнку нужно знать, как зовут его родителей, домашний адрес, сколько ему лет, времена года, название месяцев и дней недели.
- Мышление. Ребёнку необходимо находить общее между предметами и их отличие. К примеру – убрать лишнее из ряда: дуб, роза, карандаш, белка.
- Внимание. Ребёнка нужно научить концентрироваться на нескольких вещах сразу и быстро переключать внимание. Если его рука с бутербродом замирает на полпути до рта в то время, когда он смотрит телевизор – необходимо работать над вниманием.
- Память. Уже в первом классе дети пишут мини-сочинения по плану, который им даёт учитель. Поэтому, тренировкой памяти нужно заниматься. Отлично помогают пересказы различных историй, сказок, стихов.
- Устная речь. Это и правильное произношение слов, и способность задавать вопросы, а также понимать, что спрашивают другие и отвечать им.
- Мелкая моторика. Развивают её с младенчества. А в школе от неё зависит то, как быстро ребёнок научится писать. Для начала, научите дошкольника правильно держать ручку. Так его рука будет меньше уставать. Также он должен уметь написать печатную букву по образцу и нарисовать прямую линию.
- Навыки счёта. Идя в первый класс, ребёнок уже должен уметь считать от 0 до 10 и знать как эти цифры выглядят.
С детками, которые ходят в детский сад, все эти навыки развивают там. Если же малыш не посещает дошкольное учреждение, то родителям необходимо заниматься с ним самостоятельно. Ближе к школе, отличными помощниками станут различные задания, которые можно просто посмотреть в интернете, направленные на подготовку к 1 классу.
Что ещё необходимо обсудить с первоклассником. Даже если вы ежедневно будете отвозить ребёнка в школу и забирать его, если она находится недалеко, ребёнок должен знать, как дойти до неё и обратно. При этом, вы должны многократно пройти данный маршрут. Учитывайте все светофоры, переходы, тротуары. Безопасность детей школьного возраста на улицах города, необходимо закладывать с самого маленького возраста. Многократно пройдя маршрут пешком вместе, сядьте вместе с ребёнком и нарисуйте его карту движения. Обязательно на бумаге. Пусть он вам подробно нарисует весь свой маршрут от выхода из дома и до школы. Где он будет переходить дорогу, как он будет это делать, какие ориентиры он знает. Только когда всё сделано правильно, а затем, проверено на практике, вы сможете быть уверены, что ребёнок, в случае необходимости, доберётся безопасно.